Фальцевая кровля. Кликфальц
Фальцевая кровля выполняется из кровельного листового металла, нарезанного полосами по длине ската или короткими картинами. Листы крепятся к основанию кляммерами и соединяются между собой в замок (фалец). По завершению укладки листов получается сплошное водонепроницаемое покрытие без отверстий от крепежа и зазоров на стыках материала. При соблюдении правильной технологии монтажа и применении всех необходимых и качественных комплектующих, фальцевая кровля служит не один десяток лет и является крышей из премиум сегмента. Под нее не задувает снег, и не затекает дождь. Под защитой фальцевой крыши деревянный каркас с теплоизоляцией, при правильной конструкции кровельного пирога, постоянно находятся в сухом состоянии и не подвержены процессам гниения, коррозии или распада от ультрафиолета. 50 лет — это нормальный расчетный срок службы фальцевой крыши.
Пирог фальцевой кровли.
Поскольку листы металла не имеют продольного профилирования, они не имеют никакой несущей способности и могут легко деформироваться от снеговой нагрузки. Для избежания образования волнистой поверхности устраивается прочное сплошное основание из влагостойкой фанеры, OSB-3 или обрезной доски. Иногда, при большом угле наклона кровли, применяется только обрешетка из доски, тем не менее, расстояние между досок не должно превышать 15 см.
Для выведения конденсата со внутренней поверхностей металла использую специальную подложку, именуемую структурный мат. Он состоит из толстых волокон полипропилена, хаотично сплетенных друг с другом создавая необходимую толщину материала который создает вентилируемый зазор между металлом и сплошным настилом. Под структурный мат укладывается супердиффузионная мембрана, по которой конденсат стекает вниз по скату в водосточную систему, не проникая глубже в кровельный пирог. Для ускорения процесса монтажа можно использовать совмещенный структурный мат с мембраной, например Евробарьер F150.
Под фальцевой кровлей подразумевается способ стыковки кровельного листового металла. При этом, из металла может применяться как недорогая оцинкованная сталь, так и натуральная медь, алюминий или цинк-титановый сплав. Чаще всего применяют оцинкованную сталь. Для элитного строительства наибольшей популярностью пользуется кровельная медь, но нередко можно встретить фальцевую кровлю также из цинк-титана или кровельного алюминия с цветным полимерным покрытием. Не важно, из какого металла будет делаться покрытие, технология монтажа и составляющие кровельного пирога остаются неизменными.
Для монтажа фальцевой крыши необходимо нанимать специализированную кровельную бригаду с наличием необходимого инструмента для закатывания фальцевого замка, которая имеет большой опыт работ с крышами данного типа.
Поскольку кровельный металл для фальцевой крыши почти не подвергается обработке, цена на него может показаться весьма заманчивой. Но не стоит спешить с выводами, необходимо считать весь комплекс материалов и стоимость работ. Вопреки относительной дешевизне оцинкованной стали, крыша из металлочерепицы (цена которой будет дороже профилированного металла под фалец) будет на порядок дешевле. Ну что касается дорогого металла, то там и сравнивать не с чем.
Большим преимуществом фальцевой кровли является возможность делать радиусные кровли, чего не сделаешь с другой листовой металлической крышей. Но такое удовольствие также обойдется не дешево, так как радиусные картины (полосы с загибом под фальцевый замок) изготавливаются в цеху на специальных прокатных станках индивидуально под вашу крышу.
Cамозащелкивающаяся фальцевая кровля (кликфальц)
Крепеж картин в классическом варианте исполнения фальцевой крыши происходит при помощи кляммеров, которые заворачиваются в замок фальца картин и абсолютно невидимые. При этом нет отверстий в металле и крыша получается абсолютно водонепроницаемая. Но с течением времени был придуман упрощенный способ монтажа картин, который не требует наличия закатного фальцовочного инструмента. Компания RUUKKI, Тайл и Вин-Скиф выпускают продукцию под названием Classic или "фальцевая кровля". Это длинные полосы металла с замком и отверстиями по краю, позволяющими не применять кляммера. При этом, крепеж все равно остается скрыты, а благодаря продольной формы выреза мест крепления, линейное температурное расширение металла не приводит к образованию вздутий покрытия. Также, следует отметить еще один плюс данного предложения. С обратной стороны на металл может быть наклеен слой толстого геотекстиля, поглощающего шум дождя и града.
Фото фальцевой кровли
Элементы кровельной безопасности
При проэктировании кровли из металла с фальцевым замком следует учитывать еще и элементы кровельной безопасности, которые должны быть специально произведены под крыши данного типа.
К элементам кровельной безопасности стоит отнести:
- снегозадержатели;
- платформы для обслуживания дымоходов;
- ступени;
- лестницы;
- кровельное ограждение.
Фальцевый фасад
Дом в стиле Барнхаус
Все большую популярность набирает отделка фасада фальцем или клик-фальцем. Навесной фальцевый фасад обходится не дорого и при этом обладает рядом преимуществ. Данный материал смотрится стильно, имеет длительный срок службы, не требует ухода и отлично сочетается с кровлей из аналогичного материала. Крепят вертикальные картины на каркас с шагом 50 см. Внизу для фиксации листа применяют специальную планку отлива, выполненную по типу карнизной планки, за которую происходит зацеп нижнего края. Таким образом на фасаде нет видимых саморезов, материал остается неповрежденным и, самое главное – он не деформируется от саморезов.
Инструкция по монтажу клик-фальца на фасад (скачать)
Профилирование картин на объекте
Для удешевления стоимости металла, кровельная бригада нередко формует картины из гладкого листа в рулоне непосредственно на объекте. Это выполняется при помощи относительно небольшого, мобильного прокатного оборудования. Картины для фальцевой крыши профилируются, создавая загибы по краям листа, которые при совмещении с соседними полосами закатываются в водонепроницаемый замок. Прокатка фальца на объекте так же значительно уменьшает стоимость транспортировки кровельного металла, если планируется использовать негабаритные полосы в длину всего ската. При производстве непосредственно на объекте уходит необходимость использования длинномерного грузового транспорта, и можно осуществлять доставку рулонного металла небольшими грузовыми автомобилями, а уже на объекте делать из него длинные картины.
При принятии решения использовать картины длиной более 5-ти метров следует учесть такой фактор, как температурное расширение металла. Когда крыша нагревается от солнца, длинные листы значительно прибавляют к своей длине и на кровле могут образоваться локальные вздутия. Чтобы этого избежать, но при этом оставить крышу более целостной, необходимо применять специальные "плавающие" кляммера со свободным ходом. Это даст возможность металлу свободно двигаться вдоль ската и не образовывать вздутия.